О журнале   Авторы   ЖЖ-сообщество   Контакты
Заказать книгу INTERREGNUM. 100 вопросов и ответов о регионализме. Проблема-2017 Манифест Конгресса Федералистов
Постполитика Протокультура Знаки времени Философский камень Псхинавтика Миру-миф!
Виртуальная революция Многополярная RU Глобальный Север Альтернативная история



Протокультура

Умереть молодым
15.08.2010 02:53
Руслан Мигранов
Умереть молодым

Версия для печати
Код для вставки в блог
закрыть [х]

Руслан Мигранов
Умереть молодым
15 августа 2010 года исполняется двадцать лет со дня гибели Виктора Робертовича Цоя - день, о котором нельзя не вспомнить... Как это ни печально, но Цою попросту не было места в новой действительности. Когда пошлость и лицемерие стали почти официальной идеологией страны, а телевизор превратился в рассадник мракобесия - что было делать герою-романтику среди всего этого?  / далее

Подробнее на ИNАЧЕ.net


Код для вставки в блог


15 августа 2010 года исполняется двадцать лет со дня гибели Виктора Робертовича Цоя - день, о котором нельзя не вспомнить, и рука сама тянется что-нибудь написать по этому поводу.

В условиях современной России двадцать лет - это большой срок, целая эпоха, и остаётся только пожалеть, что у нынешней молодёжи нет своего Цоя, что никто и близко не смог занять в молодых умах подобия того места, которое занимал Цой у поколения 80-90-х.

Двадцать лет назад люди ещё узнавали новости из бумажных газет, и хорошо помнится, как в свежем номере "Труда" прочёл я коротенькую новость о гибели Виктора Цоя. В тот момент я не слушал музыку "Кино" и ничего, в сущности, не знал о Цое. И, примечательно, что именно в тот солнечный августовский день мой интерес к его творчеству вспыхнул разом - также резко и неожиданно, каковой являлась его смерть. Хорошо начинать слушать песни Цоя после его смерти - теперь он уже никогда не умрёт.

Многие должны помнить, как распространялась музыка в те годы. Компьютеров и компакт-дисков не было и в помине, и аудио-кассеты были полноправными хозяевами всех музыкальных тайн. Чаще всего музыка переписывалась у друзей, на весьма посредственной технике, и в итоге твоя пятая-десятая копия была столь плохой, что нередко на ней с трудом удавалось разобрать слова песен. До сих пор не могу без улыбки вспоминать о том, как мне приходилось домысливать некоторые фразы в песнях Цоя. Но это никак не влияло на впечатление от этих песен, которое было огромным. Нечто могучее и совершенное лилось из этих песен, обезоруживая и околдовывая душу. Чёткая, отточенная как стилет мелодика, украшенная бриллиантовыми вкраплениями клавишных, ударных и фортепиано. Простые, предельно сжатые, и, вместе с тем, глубокие тексты. И магический, загадочный вокал, полный мужества и печали. Надо отдать должное и музыкантам группы "Кино", сумевшим создать великолепное обрамление для поэзии этого мистического гения.

Перефразируя известное выражение, можно сказать: "Когда бог решил создать советскую рок-звезду, он создал Виктора Цоя". Всё в Цое было идеальным воплощением советской рок-звезды - идеальное время, идеальная внешность, идеальный голос, идеальное название группы, идеальные стихи под идеальную музыку - всё это было совершенным для той страны и для тех людей, которые в ней тогда жили. Как тут не вспомнить слова Бориса Гребенщикова, сравнившего Цоя с ангелом - совершенным от природы и не нуждающемся в каком-либо развитии, но только в проявлении. Цой всегда пел и делал то, о чём другие только мечтали. По своему фатальному совершенству его можно сравнить разве что с Брюсом Ли - неслучайно, что Цой так любил этого безвременно ушедшего китайского мастера и ему был так созвучен образ брюсовского героя-одиночки. Очевидно и внешнее сходство Цоя и Ли, и тот необъяснимый магнетизм обоих, который притягивал к ним миллионы людей.

Выше, говоря об "идеальных песнях", я имел ввиду те, что вошли в три хронологически последних альбома группы "Кино" - "Группа крови" (1988), "Звезда по имени Солнце" (1989), "Чёрный альбом" (1990). При всех достоинствах ранних песен Цоя, их можно рассматривать лишь как ступеньки на пути к космическим шедеврам последних лет жизни. Моё глубокое убеждение, что этот маг и чародей был рождён для того, чтобы спеть о группе крови, солнце и красно-жёлтых днях. И, спев об этом, он был свободен...

Смерть Цоя так точно - словно недостающий камушек в яркой мозаике - вписывается в череду других преждевременных смертей русских поэтов, что кажется неизбежной закономерностью, а не очередной трагической случайностью. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Левитан, Врубель, Блок, Маяковский, Есенин, Рубцов, Рушева, Высоцкий, Башлачёв, Тальков...

Представляется бессмысленным обсуждение многочисленных версий гибели Цоя - все умирают от смерти, ибо просто приходит время. Смерть Цоя была предопределена, как были предопределены все его песни и вся его роль - роль величайшей звезды советской рок-музыки. И дело не только в его по-лермонтовски пророческом предвидении своего раннего ухода. Как это ни печально, но Цою попросту не было места в новой действительности. Когда пошлость и лицемерие стали почти официальной идеологией страны, а телевизор превратился в рассадник мракобесия - что было делать герою-романтику среди всего этого? Сложно представить себе постаревшего 50-летнего Цоя, поющего в компании фальшивых героев нашего времени.

Но, прочь мрачные фантазии - звезда, пославшая Цоя на землю, избавила своего избранника от этой тяжёлой и неблагодарной участи. Всему - своё время, а время Цоя прошло. Песни Цоя, подобно стихам Пушкина, будут живы всегда, но сам он был не нужен и неуместен в новой России. Уход его был предопределён, и высокая в небе звезда уже звала его в путь:

А потом придёт она -
Собирайся, скажет, пошли.
Отдай земле тело.
Ну, а тело не допело чуть-чуть,
Ну, а телу не додали любви,
Странное дело...

Оставался только один вопрос - как. Самоубийство, болезнь, наркотики или дуэль - всё это в принципе не могло коснуться последнего героя, и единственно возможным для него билетом в вечность мог стать только несчастный случай, в котором пострадал бы только он. Идеальная жизнь посланника солнца закончилась идеальной смертью.

В этом и была его миссия - когда за руинами павшей страны вдруг открылось перепутье тысяч дорог, когда ветер свободы кружил головы и звал в путь, Цой первым сделал шаг - и вышел из ряда вон, заставив всех поднять голову вверх к звёздам и мечтать. И если ваши обломанные крылья не слушаются вас - взлетайте без них.

Постоянно говоря в своих стихах о звёздах и смерти, Цой лишь открыто выдавал нам тайну своей миссии - яркой звездой пронестись по мрачному небосклону смутного времени, и уйти, показав всем путь - к Звезде по имени Солнце. Именно в Цое догорающая эпоха выразилась в самое возвышенное и самое печальное, на что она только была способна...

 

Оригинал


5.0/10 (число голосов: 101)
  • Currently 4.97/10




comments powered by HyperComments


Радио Онегаборг Свободная Карелия Дебрянский клуб Пересвет Национал-Демократический Альянс Балтикум - Национал-демократический клуб Санкт-Петербурга АПН Северо-Запад Delfi Л·Ю·С·Т·Г·А·Л·Ь·М
Ингрия. Инфо - независимый информационный проект Оргия Праведников Каспаров.Ру



Разработка и поддержка сайта - компания Artleks, 2008