О журнале   Авторы   ЖЖ-сообщество   Контакты
Заказать книгу INTERREGNUM. 100 вопросов и ответов о регионализме. Проблема-2017 Манифест Конгресса Федералистов
Постполитика Протокультура Знаки времени Философский камень Псхинавтика Миру-миф!
Виртуальная революция Многополярная RU Глобальный Север Альтернативная история



Миру-миф

Поймет ли публика Public Art?
18.09.2008 17:24
Вадим Штепа
Досуг в Петрозаводске

Поймет ли публика Public Art?

Версия для печати
Код для вставки в блог
закрыть [х]


Код для вставки в блог


На прошлой неделе в Петрозаводске гостили нью-йоркские арт-эксперты и художники Кендал Генри и Чарли Тодд. Мария Морозова уже представила их в «Досуге» очень подробно и с большим количеством показательных фотографий их оригинального творчества. Так что не будем повторяться - но поразмыслим о том, способен ли прижиться этот стиль в наших широтах?

Кстати, финальной акцией Кендала и Чарли, устроенной ими вместе с представителями арт-центра VЫХОД, стало импровизированное чаепитие прямо на улице, под его окнами. На тротуар вынесли стол с самоварами, в окне выставили телевизор - и этот пятачок перед VЫХОДом превратился в подобие гостиной в городской квартире. Некоторые прохожие округляли глаза, другие улыбались, а кое-кто заходил на чашку чая...

В этом небольшом флешмобе, по сути, отражена вся философия паблик-арта. Уличное чаепитие, конечно, пришлось свернуть довольно скоро - вечерняя осенняя погода, увы, не располагала к длительным посиделкам. Но подтекст был совершенно очевиден - художники просто воссоздали столь же нежаркую атмосферу в наших жилищах - пока власти не включили отопление. При этом - паблик-арт всегда избегает прямой «политизированности». Это скорее именно искусство намека - который каждый волен расшифровывать по-своему.

Эпоха постмодерна, как давно уже заметил Ги Дебор, это «общество спектакля». Шоу-технологии покинули границы собственно шоу - и захватили экономику, политику, прочие некогда «серьезные» сферы. Современное искусство - это не какой-то «музей», отделенный от «реальности», оно порождается самой жизненной средой, лишь задавая непривычные формы ее восприятия. В этом смысле паблик-арт - это очень демократичное искусство, оно способно сделать «художником» каждого, вне зависимости от всяческих дипломов и удостоверений. Главное - чтобы воля к творческому самовыражению хотя бы слегка превосходила банальные заборные граффити. Впрочем, и в этой эстетике иногда встречаются своего рода шедевры...

Паблик-арт, согласно теоретикам этого стиля,  чрезвычайно разнообразен и включает объекты  визуального искусства, интерактивные проекты, дизайн городской среды, перформансы, аудио инсталляции и любые другие формы. Отличием паблик-арта от «обычного» искусства является его импровизационный характер, когда художественные акции производят впечатление спонтанности и неожиданности, чем действительно оживляют привычную обыденность. И в этом, кстати, еще одно отличие художников паблик-арта от творцов и потребителей стандартной телерадиопопсы...

Американский культуролог Элеонора Хартни пишет в своей книге об этом стиле: «Public Art побуждает людей подвергать сомнению влияния структур и процессов принятия решений, которые определяют, каким образом должно быть использовано общественное пространство. «Критическое» Public искусство такого рода обычно временно, провокационно, и создается для того, чтобы не сочетаться с окружающим пространством. Public Art всегда был, есть и возможно будет спорной территорией, потому, что он отражает реальные противоречия, внедренные в нашу общественную жизнь».

Впрочем, паблик-арт не обязательно должен как-то контрастировать с культурно-исторической спецификой того или иного региона. Он может, напротив, заявлять и высвечивать какие-то новые грани местной культуры. Характерным примером целого «паблик-артового» города можно назвать квартал Ужупис в центре литовской столицы. Да и у наших финских соседей немало неожиданных и ярких артефактов такого рода. Но может быть, это касается относительно небольших стран, где особенно ценят свою идентичность и стараются выражать ее современным языком?

Кстати, американские коллеги в нашей беседе все же назвали паблик-арт достаточно универсальным искусством, которое мало зависит от различных регионов. Здесь с ними можно было бы поспорить, вспомнив книгу социолога Ричарда Флориды «Креативный класс», где автор отводит роль «творческого центра» США не атлантическому, но именно тихоокеанскому побережью - с Голливудом, Силиконовой долиной, губернатором Шварценеггером и т.д. Но нью-йоркцы полагают бесспорной «столицей паблик-арта» именно свой город. Что ж, это довольно похоже на российскую ситуацию, где некоторые москвичи также уверены, что все современное искусство сосредоточено у них...

Паблик-арт все же повсюду имеет свою специфику. Но она зависит не от «столичности» или «провинциальности», а от желания властей того или иного города сделать его уникальным и современным. Если этого желания не хватает, многие творческие люди уходят в оппозицию или просто уезжают. Жить в серых коробках на разбитых улицах - о таком ли будущем мечтали герои «Калевалы»?..

Досуг в Петрозаводске


4.6/10 (число голосов: 126)




comments powered by HyperComments


Радио Онегаборг Свободная Карелия Дебрянский клуб Пересвет Национал-Демократический Альянс Балтикум - Национал-демократический клуб Санкт-Петербурга АПН Северо-Запад Delfi Л·Ю·С·Т·Г·А·Л·Ь·М
Ингрия. Инфо - независимый информационный проект Оргия Праведников Каспаров.Ру

Источник: http://bfusue.ru.

Разработка и поддержка сайта - компания Artleks, 2008